Детский сад №92
  Супрунова Ирэн Савельевна
 

Страничка музыкального руководителя




Супрунова Ирэн Савельевна

   Музыкальный руководитель высшей категории с почти 40 летним педагогическим стажем, "Почетный работник общего образования РФ" в ДОУ №92 работает с 1997 года.
   Приоритетное направление в работе - Авторские сказки в музыкально-ритмическом развитии детей 5-6 лет.


Развитие музыкально – творческих способностей детей

(из опыта работы)

В понятие музыкального творчества входит:

1.      Песенное творчество.

2.      Танцевальное творчество.

3.      Игровое творчество.

4.      Народное творчество.

 

Песенное творчество.

Ребёнок импровизирует простейшие мелодии ( вопросно – ответная форма

«Где ты был, Иванушка?», «Зайка, где бывал?»).

 

Танцевальное творчество.

Ребёнок комбинирует из знакомых элементов танца новые композиции.

Дети слушают музыку, размышляют о ней, характеризуют. Прослушав музыку, они сами придумывают движения, сюжеты.

Плясовые движения («Кто кого перепляшет?»).

Инсценирование песен (дети двигаются в соответствие музыки и слов ).

 

Игровое творчество.

Ребёнок самостоятельно находит способы воплощения игрового образа, действия персонажей сказки (игры – драматизации, русские народные сказки).

 

Народное творчество.

Ребёнок  знакомится с русскими народными попевками, песнями, хороводами, играми, потешками(обыгрывание русских игрушек: матрёшки, ваньки-встаньки).

 

Примеры творческих заданий.

1)      На стульчиках лежат атрибуты: платочки, флажки, ленты. Дети слушают музыку.

Прослушав мелодию, дети берут предмет и начинают с ним двигаться.

(плясовая – платочки, марш – флажки, полька – ленты).

2)      Упражнения с воображаемыми предметами (мячи, снежки, воздушные шары, катание на санках).

3)      Задание изобразить движения животных, птиц (имитация).

4)      Задание изобразить артистов цирка (клоуны, всадники, канатоходцы, гимнасты, силачи).

5)      Прослушав музыку или песню изобразить героев в рисунках.

6)      В зоне СХД дети учатся различать звучание различных инструментов, какие там имеются (спрятавшись за ширму и изобразив звучание какого-либо инструмента, угадать «На чём играю?»).

7)       По картинкам вспомнить, спеть песню, прослушать  запись на CD, поиграть в музыкального руководителя.

 

              Развитие детского творчества глубоко волнует как теоретиков в области дошкольной педагогики, так и работников дошкольных учреждений. А развитие музыкально – творческих способностей каждого ребёнка – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания. Эстетическое воспитание не может считаться полноценным, если оно ограничивается лишь развитием восприятия ребёнка.

 

Психологические данные говорят о том, что раннее вовлечение детей ( и не только особо одарённых) в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям.

Музыкально – творческие проявления детей очень просты, нерешительны, однако в силу своей непосредственности, выразительны.

Эстетическое воспитание – один из важных элементов в системе всестороннего развития личности. Человек умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всём разнообразии красок, форм, звуков. Всё это не даётся человеку само по себе. Эстетическую восприимчивость нужно воспитывать с раннего детства. Для этого необходимо повседневное, систематическое обогащение детей различными эстетическими впечатлениями. Такие впечатления дети получают на музыкальных занятиях, во время вечеров развлечений, на праздничных утренниках.

Вечера развлечений используют для развития творческого воображения и художественного вкуса у детей. Программа вечеров развлечений включает показ кукольного спектакля, тематические вечера или спортивно – игровые.

Элементы творчества начинают проявляться уже в подготовке к вечерам развлечений, в совместном подборе детьми  и взрослыми материала для вечера развлечений (подбор стихов, музыки, распределение ролей, подбор костюмов к персонажам драматизаций).

При подборе музыки к сказке «Теремок» я спрашивала:

- Дети, как вы думаете, для какого героя написана эта музыка? Это оживляло воображение, активизировало внимание детей, давало им возможность эстетически пережить музыку, понять её настроение. Дети, конечно, сразу узнавали музыку, характеризующую зайца, медведя, лису. При исполнении же музыки, характеризующей менее знакомых персонажей, предоставляла возможность им самим догадаться, размышлять. Дети затруднялись определить музыку, характеризующую ежа:

- Музыка весёлая и звонкая. Кто же это может быть?

- Это музыка какая-то озорная!

- Может быть это ёжик, он гонится за лисой?

- Давайте послушаем ещё раз. Конечно, это весёлый ёжик, он катится с горки.

Такие же методы используют при разучивании характерных плясок, которые содействовали бы развитию у детей творческих способностей. Сначала показывала всю пляску, чтобы дети представили себе её характер в целом (хитрая лиса, трусливый заяц и т.д.) затем предлагала «артисту» придумать свои движения. Это давало ему возможность двигаться более естественно, не быть связанным рамками заученных жестов. Как-то предложила детям придумать пляску лягушки. Вышла одна девочка и стала медленно прыгать. А остальные дети рассуждали:

- Нет, не так. Лягушка, когда прыгает, то приседает, то встаёт.

- Руки нужно согнуть и пальцы растопырить.

- Если ей дать в лапку платочек, чтобы она им махала, то будет смешно.

Дети получали огромную радость, испытывая свои силы в самостоятельном творчестве. Всё это даёт возможность проверить, достаточно ли у детей представлений, фантазии, вкуса.

Дошкольники способны к проявлению творчества в различной деятельности: в импровизации и сочинении несложных мелодий, сочинении стихов, составлении композиций простейших танцев, инсценировании песен, драматизации сказок, музыкальных игр.

Какие предпосылки нужны для детского творчества в музыкально-ритмических движениях? Творчество немыслимо без предварительного накопления музыкальных впечатлений и освоения навыков исполнения выразительного движения. В процессе обучения на музыкальных занятиях, дети приобретают запас различных движений, которые они потом используют в своём творчестве. Необходимо выбирать музыку яркую, чёткую, с контрастными частями и очень эмоционально её исполнять. Чем выразительнее музыкальное произведение, тем сильнее его воздействие на ребёнка.

Развивая детское творчество нужно исходить из таких основных положений:

1.      В занятия с детьми включать музыкально-двигательные упражнения с различными задачами, заботясь  о постоянном их усложнении. Отсюда, у детей накапливается довольно обширный запас исполнительских навыков.

2.      Подбирая музыку для творчества необходимо, чтобы она была выразительной, разнохарактерной, состоящей из контрастных частей. Даже те дети, которые являлись зрителями, бывают активны, так как они наблюдают и осмысливают увиденное. В последствии многие из тех, кто был зрителем, переходили в действующую группу.

С малышами надо начинать работать с музыкально – двигательных импровизаций, т.е. на предложенную музыку все дети двигаются одновременно, передавая характер музыки. Здесь надо давать контрастную музыку: марш, колыбельную (шагаем за воспитателем, качаем куклу). Брать малышей можно подгруппами. Дети-зрители оценивают просмотренное, а воспитатель поясняет, почему увиденное мы признаём лучшим. Постепенно усложняя задание, предлагается дать название тому этюду или пляске, которые ребёнок услышит. Из названий выбираются лучшие, более подходящие к данному произведению. Так появляются поэтические названия: «Берёзка» (на плавную русскую народную мелодию), «Лошадка» (на бодрую, скачкообразную, весёлую музыку).

Следующий этап работы – это индивидуальные музыкально – двигательные образы по заданию. На предложенную музыку дети придумывают свой танец (исполняются вальс, полька, русская народная мелодия). Например, предлагается на весёлую польку создать образ «петрушки» (предварительно проведя короткую беседу о том, каким должен быть петрушка: весёлым, смешным, задорным и т.д.)

И наконец, самостоятельное творчество – показ кукольного театра силами детей, игра по замыслу детей. На предложенную музыку дети придумали игру про цыплят и лису, ссылаясь на то, что первая часть музыки подсказывает, как бегают цыплята, а вторая, как подкрадывается лиса. Но игра не получилась. Побегали цыплята, походили лиса и на этом всё закончилось. Пришлось прийти на помощь и напомнить, что музыкальные игры гораздо интереснее, если иметь какую-то цель. Зачем пришла лиса? Она хочет поймать цыплёнка, чтобы съесть его. А цыплята должны убежать, спрятаться. Дети внесли элемент ловли и игра получилась.

Для того, чтобы быть примером для ребят, сотрудники дошкольного учреждения должны совершенствовать свой художественный вкус, своё эстетическое отношение к действительности. Сюда входит и посещение музеев, лекций по искусству, различных выставок, концертов. Всё это эстетически обогащает, помогает художественному развитию, прививает эстетический вкус, что в конечном счёте способствует воспитанию этих качеств у детей.

В заключение хочу сказать, что детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной музыкальной творческой деятельности и вне стен дошкольного учреждения.

 
 
  Сегодня были уже 2 посетителей (4 хитов) здесь!  
 
2008 ГДОУ №92 Дизайн и поддержка Яшкина В.С. Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно